Рисовать будем сначала самое простое, обычный матовый шар, освещенный сверху. Начнем с того что создадим для него основу. Берем документ размером 400 на 400 пикселей, заливаем фон серым цветом и рисуем посреди формата круг. Его делаем слоем-фигурой. Можно выбрать в верхнем левом углу рабочей области тип создания геометрической формы: выбираете эллипс, нажимаете там кнопочку «слой-фигура», зажимаете шифт чтобы получился круг, а не овал, и рисуете. Я хочу фиолетовое, цвет советую брать потемнее.
Серый фон делается для того, чтобы у вас фигура привлекательнее смотрелась. Сделаете на белом — цвет покажется неярким, на черном – будет не совсем тот эффект, об этом ниже, на сером самое то.
Любая фигура подчеркивается пространством. Чтобы потом было видно что шар это шар, сделаем ему тень. Для этого на слой ниже круга ставим мазок черной кистью примерно таких размеров:
Растягиваем его в стороны свободной трансформацией (жмем Ctrl+T и тащим сторону, зажав Alt). Сразу становится непонятно почему тень явно как от шарика, а у нас диск. Значит, мы на правильном пути.
Точно так же рисуем рефлекс от фигуры на фон. Это отблеск ее цвета на окружении, так мы можем вписать фигуру в пространство, «усадить ее». Любой яркий объект даст такое отражение, даже на матовой поверхности. Шарик наш будет светлее, и рефлекс мы чуть поярче сделаем.
А теперь — объем. Задаем слою с шариком наложение градиента (параметры наложение, Blending Options, стили слоя и как только это не называют). Кстати, если при открытом этом диалоговом окне градиент потянуть внутри самой фигуры, он сместится (заметьте, он радиальный, от центра, и с инверсией). Настройки у него вот такие, проверяйте:
А теперь давайте вспомним о рефлексах еще раз. Если шар отбрасывает рефлекс на поверхность, то и поверхность на него. Это будет выглядеть как такая маленькая улыбка в самом низу шарика. Ее можно сделать, вычтя из одной окружности другую, кривыми. Делается это так.
Во-первых, я кривые люблю за то, что они дают такие возможности манипуляции с добавлением, вычитанием, пересечением форм, какие растру и не снились.
А во-вторых, самое время перекурить, достать из шкафа елочную игрушку, поставить ее перед собой и проверять все что написано дальше.
Рисуем кривыми еще один круг, на слой выше всего добра:
И вычитаем, вот так это делается:
Есть способ с хоткеями (горячими клавишами). Рисуем круг нужного диаметра — причем именно круг слоем-фигурой, не контуром. Потом жмем альт, тянем второй круг – тоже слоем-фигурой. Потом отпускаем окружность когда нарисовали и отпускаем альт. Как индикатор — крестообразный курсор при создании круга у вас будет со знаком минус рядом с ним. Это вычитание окружности. Они у вас точно не совпадут как надо, поэтому берем инструмент Arrow (черная стрелка для работы с кривыми) и тащим второй круг (которым вырезали) куда следует. По дороге можно нажать КонтролТэ и оттрансформировать его как хотите.
Либо можно сделать пикселями, там все намного проще, круг нарисовали, круглое выделение подвели и вырезали то что нужно.
Это слишком ярко и резко. Мы этот слой растрируем (правая кнопка на его строчке в палитре слоев), размываем инструментов Blur или размытием по Гауссу (Фильтр — Размытие — Размытие по Гауссу), затираем края резинкой:
Для еще большей правдоподобности можно взять яркий, светлый розовый цвет и от души поставить точку размытой кистью вверху шарика. Получится свет на его поверхности. Он будет чуть выходить за края сферы, но мы можем считать это тоже рефлексом на окружение.
Чтобы фигура еще лучше вписалась в фон – можно слою с основой шара (темный круг) задать внутреннее свечение, в цвет фона, пиксела три размером, не больше, и очень легкое.
Варианты освещения
Возможно, вам придется рисовать шар, который освещен не фронтально, а сбоку. Тот что мы сделали — освещен строго сверху, и точно так же, вертикально вниз от него, падает тень. Если повернуть источник света, то сместится блик, в сторону источника света, и тень будет вытянута в противоположную сторону.
Важно что при этом рефлекс будет расположен по вертикальной линии. Так устроены законы отражения предметов.
Вариант с темным фоном
В темной среде шар будет тоже смотреться иначе. Во-первых, сложно представить себе, чтобы тень на черной поверхности была хорошо видна, а если мы просто поставим шарик как есть на черный фон — он явно будет вырван из контекста.
Я думаю, вы уже сами справитесь с тем как его вписать в окружение, но подсказку дам.
1. Помните про внутреннее свечение в шаре на светлом фоне? Здесь оно станет темным, с «Обычным» типом наложения (по умолчанию ставится «Экран» или Screen).
2. Рефлекс будет менее заметен на плоскости, и на самом шаре он только углубит его собственную тень (такая тень называется собственной). И когда вы его сделаете темным, совсем черным, увидите что место между ним и границей шарика режет глаз, кажется неествественно светлым – смело увеличиваем рефлекс и делаем из него собственную тень сферы.
3. То что у нас выходило за рамки шарика и казалось опять же рефлексом на фон — безжалостно убираем и срезаем.
Можно выделить область границ шара, кликнув с контролом на иконке этого слоя в палитре, сделать инверсию выделения (в меню «Выделение») и удалить все что есть в этой области в слое с бликом.
Готово. Кофе, контактик, ролик про котиков на ютубе и…
Глянцевый шар
Он сложнее хотя бы потому что в нем больше деталей. Выглядит примерно вот так:
Начало все такое же. Многие говорят что можно менять угол градиента на шарике, делать снизу светлый и сверху темный, якобы так он смотрится более «стеклянным» — но это не так. Лучше делать классическим методом, хотя разница с матовым вариантом есть:
Внутреннее свечение уже обязательно использовать. Отражающая способность у него куда выше. Делаем более явно освещенный участок, тоже мазком кисти:
Чтобы он на этот раз не выбивался наружу из шарика, его можно сделать обтравочной маской. Но есть один нюанс — когда вы зададите на этом слое обтравку, он пропадет, потому что его не будет видно из-за наложения градиента. Для этого в слое с шариком в общих параметрах наложения ставим чекбоксы (галочки) вот в таком порядке (исходно они иначе расположены):
Делаем еще светлее:
Это бликовый слой. На гладких предметах света и тени всегда обладают четкими границами. Чем больше глянца – тем четче границы блика. Но он должен быть живым. Я растрирую этот слой, аккуратно резинкой стираю его нижнюю часть, но не до основания, уменьшаю его прозрачность и чуть-чуть прохожусь по краям блюром:
Добавляем рефлекс. Их будет здесь больше, этот крупнее чем на матовом варианте, и размещаем его повыше.
Еще один блик сверху, для яркости. Характерно для глянцевых шаров и эллипсоидов, что у них тени и рефлексы идут как будто поясами вокруг поверхности. Посмотрите где тень переходит в свет и в рефлекс.
Тонкий рефлекс снизу – сдвигаем его влево, и не размываем. А в остальном так же и делаем как делали для матового шара.
И справа — но уже размытый.
Шар потихоньку глянцевеет, но самый блеск создается отражением от предметов. Представим что рядом есть окно, выводим кривыми его форму (я вручную, пером делал, но нужно аккуратно, чтобы эта фигура продолжала блик сверху шара).
Вырезаем из формы блика раму окна, для того чтобы блик намекал на реалистичность, затираем, размываем — слегка, без фанатизма:
И для того чтобы усадить шар в нужную форму (нижняя часть сейчас смотрится мятой), добавляем еще один блик внизу – копируем окно, разворачиваем и затираем еще больше. Главное не забыть сделать его продолжением рефлекса, тогда будет порядок.
Готово. Можно еще вот такое сделать, но это уж сами попробуйте. Вы теперь умеете:
Автор – Семён Лобач (lobach.com.ua)